my-fresh

    Синдром отличника




    Синдром отличника

    Все родители желают добра своим детям. И, конечно же, хорошо, когда школьник хорошо учится. Но всегда ли отличные отметки стоят своей цены?

    Даже многие социологические исследования показывают, что отличники, вырастая, не добиваются такого успеха, как двоечники или хулиганы. Причина есть: отличник умеет лишь хорошо учиться, запоминать информацию. А двоечники - люди творческие, они привыкли в школе выкручиваться и списывать, чтобы получить то, чего хотят. Так может и не стоит ругать своего ребенка, чтобы он приносил лишь хорошие отметки?

    Что такое синдром отличника и что с ним не так?


    Синдромом отличника психологи называют такой набор убеждений школьника (а иногда и взрослого человека), при котором получение хороших оценок оказывается важнее всего остального. Важно не научиться чему-то – а получить за это хорошую оценку. Важно не проверить свои знания – а получить за контрольную хорошую оценку. Для взрослого важным оказывается не сделать свою работу должным образом, а получить «хорошую оценку» от руководства.

    Всё это порождает две проблемы.

    Синдром отличника


    Проблема № 1 - Жизнь начинает рушиться


    Если самое важное – это оценки, то всё остальное – неважно. Друзья, хобби, отдых, собственное здоровье, даже любимое домашнее животное – неважно.

    Очень похоже на карикатурного богача, готового на всё ради денег. И то, такой богач в более выгодном положении – на деньги можно купить хоть что-то, а на пятёрку за проходное домашнее задание – ничего. Часто школьники думают, что за хорошие оценки можно купить родительскую любовь – но, увы, это не работает. Если родители не любят своего ребёнка, то это не потому что он недостаточно хорош, а потому что не могут, или, по крайней мере, не умеют показать свою любовь.

    Парадоксально, но плохие оценки как раз лучше решают эту задачу: по крайней мере, видно, что какая-то проблема есть, и есть шанс, что получится что-то изменить.

    Проблема № 2 - Беспомощность и безнадёжность


    Школьников учат, что они сами целиком и полностью отвечают за то, какие оценки получат. Однако это не так. Кроме собственно знаний на оценку влияют и такие факторы:
    • настроение учителя;

    • готовность школьника продемонстрировать знания в тот момент, когда его спросили (сложно осмысленно и с выражением читать стих, когда живот болит);

    • поведение одноклассников (многие учителя предпочитают не разбираться, кто у кого списал, а снизить оценку обоим);

    • зрение и слух (сложно правильно написать контрольную, если не получается списать условие с доски; и в случае ребёнка это ещё ответственность родителей);

    • отношения учителя с родителями;

    • расписание (сложно писать контрольную после сдачи кросса по физкультуре, сложно сдавать нормативы после обеда в школьной столовой);

    • оттенок ручки и прочие мелочи (некоторые учителя снижают оценки за «слишком бледная паста, мне не столько платят, чтобы я тут глаза свои гробил», некоторые придираются к картинкам на обложках тетрадей);

    • пол (увы, встречаются учителя, уверенные, что девочка не может преуспеть в точных науках, или мальчик в изучении языка);

    • обычное везение или невезение.


    Вполне может быть так, что школьник сделал всё, что от него зависело – и всё равно получил не лучшую оценку. Если он поражён синдромом отличника – это надолго выбьет его из колеи, он начнёт считать себя неудачником, и может дойти до выученной беспомощности.

    Синдром отличника


    Что делать родителям?


    Проще предотвратить синдром отличника у ребенка, чем бороться с уже сформировавшимся и его последствиями.

    Расспрашивая ребёнка о школьном дне, нужно обращать внимание не только на оценки. Да, очень соблазнительно посмотреть, что получил пятёрку, поставить галочку что всё в порядке, и выбросить всё из головы. Но школьнику всё ещё нужно много родительского внимания. И умный отец или мать заинтересованно выслушает и про Васю, который самолётики складывает, и про учительницу, сказавшую что-то смешное, и про птичку на подоконнике, и про то, чему школьник научился за день. Где-то в этом потоке промелькнёт и оценка, неважно какая. Здесь уместно спросить, понимает ли сам ребёнок, почему именно такая оценка, что поставили другим ребятам, а возможно и предложить помощь.

    Так как избавиться от синдрома отличника? Да и стоит ли?

    Желательно, чтобы кроме школы у ребёнка были и другие увлечения, другие дела. Не обязательно именно кружки или дополнительная школа (рисование, музыка, спорт), это может быть любое увлечение, а для младших школьников достаточно и дворовых игр со сверстниками. Могут быть также и домашние дела, какие-то обязанности. Главное – что всё это не стоит отодвигать ради того, чтобы лишний час посвятить домашним заданиям.

    И, конечно же, нужно научить ребёнка проигрывать. Да, каждый может ошибиться, или не знать, не уметь, не справиться. Важно понимать, что жизнь на этом не заканчивается, небо на землю не падает, Армагеддон не начинается. И дворником никто не становится после одной двойки за контрольную (хотя хорошая же профессия…).



    Похожее
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новые рецепты
Новые публикации

Фотогалерея ногтевого дизайна

Нумерология, наука о числах, значение чисел
Из жизни звёзд